Дорогие партнеры, друзья, единомышленники!
Прошедший 2013 год был очень важен для нас. В этом году деятельность по профилактике социального сиротства стала одним из приоритетов национальной политики, были приняты «прорывные решения». Некоторые из них, из-за наличия целого комплекса накопившихся и годами не решаемых проблем, вызвали широкую дискуссию в обществе (например, «закон Димы Яковлева»), и, конечно, в этом направлении еще много предстоит сделать. Совершенно однозначно, что в прошедшем году мы стали свидетелями того, что за короткое время произошла активация всех институтов, связанных с защитой прав детства. В эту деятельность активно включились и государство, и гражданское общество, что дает реальный шанс достичь существенных изменений в деле улучшения положения детей в нашей стране.
Наш Фонд стал активным участником происходящих в стране изменений, в том числе, участником законотворческого процесса. Мы принимали участие в создании новых законов, в разработке улучшающих изменений и дополнений в действующее законодательство в сфере защиты прав детей и семейной политики. Мы смогли представить позиции регионов, с которыми активно ведем работу; донести наши идеи и накопленный опыт до коллег, от которых зависят окончательные решения, и тем самым, повлиять на них. Для нас было важно стать в прошедшем году полноправными участниками данного процесса.
Произошедшие перемены в политике потребовали от нас внести существенные изменения в практику работы Фонда. Если ранее, в 2011-2012 годах мы работали только в одном направлении – профилактика отказов от новорожденных, то, начиная с 2013 года, мы перешли к внедрению в регионах комплексной модели профилактики социального сиротства. Комплексная модель включает в себя всю систему мер, необходимых для реального улучшения положения детей в регионе – от внедрения технологий раннего выявления семейного неблагополучия и ведения случая до отдельных профилактических услуг для детей и семей группы риска; от обучения отдельным актуальным навыкам специалистов, оказывающих конкретные услуги детям и семьям до внедрения региональных систем методического и управленческого сопровождения инноваций.
В прошедшем году мы особенно ясно осознали, что реально на что-то влиять в нашей сфере деятельности возможно только при наличии целенаправленной и системной работы по консолидации усилий партнеров и единомышленников. Поэтому одно из ключевых достижений Фонда – построение надежного и широкого профессионального партнерства. Мы намерены активно развивать это направление работы Фонда и в текущем году.
Дорогие наши друзья, партнеры, единомышленники! Благодарим вас за оказанное нашему Фонду доверие, за открытое и честное партнерство, за активное взаимодействие на благо детей в нашей стране. Мы очень ценим всех наших партнеров – из регионов России и стран СНГ, из органов власти и из некоммерческих организаций, из бизнеса и социальных учреждений. И когда мы, всем нашим дружным коллективом, читаем о том, как специалисты в регионах, прошедшие подготовку по нашим программам, успешно помогают семьям сохранять детей и дают детям возможность жить в любви и заботе вместе с родителями, мы понимаем, что находимся на верном пути.
В 2014 году мы не намерены останавливаться на достигнутых результатах. Уже поставлены по настоящему «революционные» задачи и намечены пути их достижения. Мы будем рады, в сотрудничестве с вами, с новыми партнерами и друзьями, и дальше способствовать улучшению положения детей в НАШЕЙ с вами стране.
С уважением, Директор Фонда Александра Марова
Задача Фонда профилактики социального сиротства - содействовать сокращению числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для реализации данной задачи Фонд взаимодействует с федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти, некоммерческими и бизнес организациями. Ключевой принцип эффективности работы – системность и ориентация на результат.
В 2013 году Фонд реализовывал четыре основные программы:
Существенно расширилась география реализации программ: в 2013 году Фонд работал уже с 32 регионами (по сравнению с 21 регионом в 2012 году).
В рамках программ «Внедрение модели профилактики отказов от новорожденных детей и помощи женщинам с детьми раннего возраста в кризисной ситуации в регионах России» и «Внедрение комплексной модели профилактики социального сиротства в регионах России» Фонд расширил содержание внедренческой деятельности и реализовывал не только программы развития деятельности по профилактике отказов от новорожденных, как это было в 2012 году, но и начал работу по внедрению комплексной модели профилактики социального сиротства в субъектах РФ. Комплексная модель включает внедрение системы выявления детей и семей на ранней стадии кризиса, технологию «работа со случаем» для данной категории семей, а также пакет профилактических услуг для различных категорий семей и детей. Всего за 2013 год в субъектах РФ было проведено 18 семинаров общей продолжительностью 78 дней.
В результате в регионах отработано 993 сигнала об отказе, в 469 случаев отказы удалось предотвратить, сохранить ребенка в кровной семье и обеспечить положительное решение проблем, приведших к отказу от ребенка.
В рамках программы «Поддержка профессиональных сообществ» Фонд провел 14 вебинаров-супервизий и 118 онлайн-консультаций в целях обеспечения методической поддержки членов Ассоциации, запустил подготовку и обучение тренеров по профилактике отказов от детей, организовал исследование по проблемам отказов от детей.
В рамках программы «Методические разработки» Фондом организована разработка методических пособий по организации деятельности по сопровождению матерей с детьми в условиях стационарного проживания и по раннему выявлению и работе со случаем нарушения прав ребенка. Также, в 2013 году закончена работа и выпущены аудиопособие и обучающий видеофильм по профилактике отказов от новорожденных детей.
На федеральном уровне представители Фонда активно работали в Государственной Думе Российской Федерации, в Министерстве здравоохранения РФ, Министерстве труда и социальной защиты РФ, Министерстве образования и науки РФ. При участии ряда экспертов из государственных и некоммерческих организаций, в том числе, экспертов нашего Фонда, в 2013 году был принят целый ряд поправок, упрощающих процедуру принятия ребенка в семью. Одно из главных достижений - разработка проекта Постановления Правительства РФ «Об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который коренным образом меняет традиционную систему интернатных учреждений, смещая акценты на семейную модель.
Достижение результатов работы Фонда в 2013 году – это результат объединения усилий многих неравнодушных специалистов и профессионалов.
Фонд профилактики социального сиротства был создан в 2011 году и объединяет специалистов, имеющих многолетний опыт работы в сфере профилактики социального сиротства и развития системы социальной защиты детства.
Миссией Фонда является сокращение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации.
Концепция деятельности Фонда основывается на системном подходе и предполагает поиск, разработку и внедрение эффективных профилактических услуг в регионах РФ параллельно с развитием региональных систем в сфере защиты прав детей и профилактики социального сиротства. Для достижения устойчивого результата Фонд уделяет большое внимание деятельности по формированию и развитию профессиональных сообществ: в частности, в 2011 году Фондом создана Ассоциация организаций, работающих в сфере профилактики отказов от новорожденных, в которую на данный момент входят 28 организаций из 21 региона РФ. Наконец, важной составляющей деятельности Фонда является содействие развитию методической и нормативно-правовой базы в сфере социальной защиты детства на федеральном уровне.
Таким образом, в качестве основных целей деятельности Фонда выступают:
В 2013 году Фонд:
Деятельность Фонда на федеральном уровне направлена на содействие развитию нормативно-правовой базы в сфере защиты прав детей. В 2013 году Фонд активно участвовал в деятельности рабочих групп и комиссий Государственной Думы РФ, профильных министерств (Министерства образования и науки, Министерства труда и социальной защиты, Министерства здравоохранения). Деятельность Фонда была поддержана Министерством экономического развития РФ, Общественной палатой РФ, АНО «Агентство стратегических инициатив».
На региональном уровне Благотворительный фонд профилактики социального сиротства в 2013 году оказывал содействие органам исполнительной власти городов и субъектов РФ, а также некоммерческим и государственным организациям, в формировании эффективной системы профилактики социального сиротства, в развитии и внедрении профилактических услуг для семей с детьми группы риска по социальному сиротству.
Деятельность Фонда на региональном уровне реализовывалась в рамках четырех основных программ, утвержденных Правлением Фонда:
В 2013 году Фонд осуществлял программы в 32 регионах РФ.
В качестве основных результатов реализации программ в 2013 году можно выделить следующие:
Программа стартовала в 2011 году, и ее реализация была продолжена в 2013 году.
Основной целью программы является внедрение услуги по профилактике отказов от новорожденных детей в регионах РФ.
В 2013 году программа финансировалась из следующих источников:
Краткое описание реализации программы в регионах:
В 2013 году Фонд заключил соглашения о сотрудничестве по внедрению модели профилактики отказов от новорожденных с рядом новых регионов:
Программа стартовала в 2013 году. Она направлена на содействие органам региональной власти в сокращении числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для этого Фонд в сотрудничестве с субъектами РФ внедряет модель профилактики социального сиротства, которая включает в себя внедрение системы раннего выявления и работу со случаем, а также ряд профилактических услуг для семей и детей группы риска.
Финансирование программы осуществлялось в 2013 году из следующих источников:
В 2013 году программа начала реализацию на следующих территориях:
Кроме того, Фонд оказывал содействие в развитии деятельности по профилактике социального сиротства в следующих регионах:
В рамках данной программы в 2011 году Фонд инициировал создание Ассоциации организаций, работающих в сфере профилактики отказов от новорожденных.
Основная цель Ассоциации - содействие снижению числа отказов от детей в родильных домах России путём продвижения, распространения и внедрения эффективных моделей профилактики отказов от новорожденных в деятельность организаций и учреждений, оказывающих услуги семьям и детям.
Ассоциация рассматривается Фондом как один из ключевых механизмов развития качества услуги по профилактике отказов от новорожденных. Масштабы деятельности Ассоциации ежегодно растут. Так, в 2013 году в Ассоциацию вступили 7 организаций из 5 регионов (Алтайский край, Астраханская, Амурская, Калининградская, Курганская область).
По состоянию на 31 декабря 2013 года в Ассоциации состоит 28 организаций из 21 субъекта РФ:
За 2013 год членами Ассоциации было получено 809 сигналов о том, что женщины намерены оставить детей в роддомах. Из них 384 женщины изменили свое решение. Все дети в настоящее время успешно воспитываются в родных семьях.
В 2013 году Фонд продолжил деятельность по развитию и укреплению Ассоциации, а также по предоставлению образовательных и консультативных услуг членам Ассоциации.
Финансирование программы осуществлялось в 2013 году из средств партнерских организаций (Детский благотворительный фонд «Солнечный город», компания ООО «Clarins Group Россия», НП «МАКСОРА», УФК по Курганской области).
Проведены основные мероприятия, направленные на укрепление Ассоциации и развитие ее членов:
Цель программы - содействие профессионализации специалистов, занятых в сфере защиты прав детства, и улучшению качества оказываемой ими помощи посредством разработки стандартов, методических материалов и образовательных программ.
По каждой из профилактических услуг, внедряемых Фондом, планируется разработать стандарт, методические материалы и типовые образовательные программы для специалистов.
В 2013 году достигнуты следующие результаты:
В 2013 году для достижения цели Фонд развивал деятельность во взаимодействии со следующими партнерскими группами: